+7 (916) 192-62-23
seva122@yandex.ru

Низкие столики в Европе прижились не сразу.

"Интерьер+Дизайн", №02(85)/2004

Интервью Полины Михайловы
02.2004

Всеволод Полтавцев

Всеволод Полтавцев

Всеволод Полтавцев, художник-реставратор, сотрудник реставрационной мастерской Музея мебели. Реставратором стать, никогда не мечтал. В детстве был даже изгнан из кружка «Умелые руки» за «безрукость». Однако рисование стало серьезным увлечением (дали о себе знать гены деда-художника). После окончания художественного училища с готовностью взялся за самую черновую работу в реставрационной мастерской будущего Музея мебели. Благодаря окружению опытнейших мастеров-реставраторов, появился азарт к ставшему любимым делу. В этом выпуске «И+Д» открыл много секретов низких столиков.

Низкие столики — весьма нетрадиционный предмет прошлых веков не только для России, но и для Европы в целом. Можно пересчитать по пальцам случаи, когда в нашу мастерскую попадали столы, высота которых не превышала высоту сиденья стула. В основном это были вещи азиатского происхождения, из Индии или Китая. Облик мебели в первую очередь определяется утилитарным назначением и традициями народа. Высота стола (и вообще его наличие или отсутствие) определялась принятым способом сидеть. Если европейцам удобнее было располагаться на возвышении, то в Азии — на корточках, на коленях, на пятках. Значительная часть жизни в доме проходила на полу. В Китае делали огромные печи в виде помоста, древний вариант «теплого пола». В отличие от русской печи, которая представляет собой отдельное крупное сооружение, это было нечто плоское и низкое. В Японии, где дома напоминали карточные домики, мебель использовалась минимально. Из-за постоянной опасности землетрясений жителям приходилось окружать себя легкими, невысокими предметами. Бесчисленные племена кочевников пересекали Великую степь, перевозили они и свой нехитрый скарб — легкие, практичные предметы. Так что предметы мебели на Востоке, Ближнем и Дальнем, просто обязаны были быть компактными, невысокими. Поэтому там появились низкие столики. Их могли заимствовать древние греки (через Средиземное море они активно общались со странами Ближнего Востока). У греков, помимо традиции сидеть на стульях, очень напоминающих те, на которых сидим мы с вами, была традиция возлежать. С большой долей вероятности можно говорить о том, что они использовали низкие столы. Европейцы, приобщившись к эллинской культуре, с готовностью восприняли многое: декор и предметы интерьера. А вот низкие столики не прижились.

Потребность в появлении низких столиков, возникла в эпоху Арт-деко. Мягкая мебель стала ниже классической, диван превратился в главный элемент гостиной. Нужен был новый тип стола, как приложение к новому типу дивана. Жан-Мишель Франк, которого считают автором концепции низких столов, конечно, ничего не изобретал, а ввел в обиход то, что было придумано гораздо раньше — низкие столики давно существовали на Востоке.

Специалист говорит:
«В позднее Средневековье в метрополиях появилась мода на „азиатчину“. Первооткрывателями стали морские завоеватели — англичане, испанцы и португальцы, — рассказывает художник-реставратор Всеволод Полтавцев. — Мода избирательна и практична. Прижились декоративные традиции отделки: цветные лаки (черные и красные), отдельные линии и формы. Но низкий столик в тот момент широкого применения не нашел. Его присутствие в интерьерах обуславливалось только контекстом других азиатских предметов (столики играли служебную роль, нередко выступая в качестве подставки). Самостоятельного распространения они тогда не получили — попросту оказались не нужны: сидеть так низко, было неудобно и не принято. В XVII- XVIII веках Россия активно торговала с Европой. Естественно, к нам попадали предметы азиатского происхождения, а также европейские стилизации. На первую треть XIX века приходится расцвет всех видов искусства в России. Все самое яркое в русской традиции вобрал в себя ампир: крупные четкие предметы, много золота, богатые драпировки. И снова низкий столик нашел применение только в стилизованных интерьерах (пример: Турецкая комната в Петергофе). В тот период существовали предметы изящные, миниатюрные (столики со столешницами размером с поднос), но их высота всегда укладывалась в норму: 55−80 см. Родственные компактные предметы можно найти среди дорожной мебели: сундуки с ручками, складные курульные стулья, переносные складные конторки. Есть низкие столики и в детской мебели. Ее делали по всем канонам взрослой, но в гарнитуры часто включались низкие (даже относительно роста ребенка) столы. К концу XIX века мебельное производство достигло совершенства. Инструменты и основные принципы деревообработки уже не отличались от современных. С развитием производства стоимость мебели снизилась, предметы обстановки приобретались чаще. Отношения между людьми становились проще, манеры — менее чопорными. Одежда приблизилась к современному виду, исчезли кринолины. В мебели появились „фривольные“ предметы. Так, в конце XIX — начале XX века возникли низкие мягкие диванчики и соответственно низкие столики. Их расцвет пришелся на начало XX века, период модерна. В скобках замечу, что своими корнями модерн во многом уходит в азиатские традиции. Его плавная линия, безусловно, заимствована с Востока… От больших залов переходили к более компактным пространствам, объемы сжимались, места в домах становилось меньше. „Условия существования“ для крупной мебели постепенно исчезали. Новая стилистика способствовала появлению новых предметов мебели. Таким образом, можно сказать, что низкий столик получил распространение в результате демократизации общества. Но его активное признание пришлось на современную эпоху, на конструктивизм. Появился столик, который мы называем журнальным: многофункциональный, универсальный предмет мебели для отдыха в городской квартире».